|
Для писем
|
|
12:05 «Василий Тёркин» – главный вклад поэта в Победу |
9 мая 1945 года Александр Твардовский написал заключительную главу «Книги про бойца».
Одной из главных движущих сил в Великой Отечественной войне была матушка-пехота. «Наша война, как известно, изобилует всевозможными подвигами, сотни тысяч людей всех поколений, воинских званий и родов войск совершили на ней чудеса храбрости и воинского умения. Но лично я, немного повоевавший в пехоте и испытавший часть её каждодневных мук, как мне думается, постигший смысл её большой крови, никогда не перестану считать её роль в этой войне ни с чем не сравнимой ролью, – писал фронтовик Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий Василь Быков. – Ни один род войск не в состоянии сравниться с ней в её циклопических усилиях и ею принесенных жертвах. Видели ли вы братские кладбища, густо разбросанные на бывших полях сражений от Сталинграда до Эльбы, вчитывались ли когда-нибудь в бесконечные столбцы имен павших, в огромном большинстве юношей 1920 –1925 годов рождения? Это – пехота. Она густо устлала своими телами все наши пути к победе, сама оставаясь самой малозаметной и малоэффективной силой, во всяком разе, ни в какое сравнение не идущей с таранной мощью танковых соединений, с огневой силой бога войны – артиллерии, с блеском и красотой авиации». О действиях пехоты в годы войны слагали песни, стихи. Но наиболее полно, на мой взгляд, впечатления о действиях пехоты в Великой Отечественной войне, воплотились в истории главного героя поэмы Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин» ( второе название – «Книга про бойца»). Поэма эта получила всенародное признание, хотя и посвящена она вымышленному герою – пехотинцу Василию Тёркину, который «большой охотник жить лет до девяноста». Люди моего поколения зачитывались каждой главой поэмы – своеобразными новеллами о Васе Тёркине, который воевал на своём веку второй раз(первая война – финская). За словом он в карман не лезет, едок хороший. В общем, «парень хоть куда». Война для него – стихийное бедствие, горячая работа: Не унывай. Не зарвёмся, так прорвёмся, Будем живы – не помрём. Срок придёт, назад вернёмся, Что отдали, всё вернём... Помимо борьбы с фашистами, Теркин еще и развлекал солдат различными шутками и прибаутками перед атакой противника. В годы Великой Отечественной стихами «Тёркина» говорила вся сражающаяся страна – как на фронте, так и в тылу, в городах и весях. Как рассказывали фронтовики, отрывки из «Книги про бойца» заучивали наизусть, передавали друг другу вырезки из газет. Полностью подтвердились слова поэта: Пусть читатель вероятный Скажет с книжкою в руке: – Вот стихи, а все понятно, все на русском языке… Поэма «Василий Тёркин», 1942 год
В Васе Тёркине поэт воплотил лучшие черты русского характера – жажду жизни, неукротимую энергию и стальную выдержанность с естественной постоянной тревогой о доме, семье, матери, детях, заботу о природе родного края, привязанность к земле-матушке. Обычно скупой на похвалы Иван Бунин, один из самых взыскательных мастеров русской литературы XX века, так отозвался из Парижа о «Тёркине»: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова». Поэму Александр Трифонович Твардовский задумал и начал писать еще в 1940 году в ходе войны с Финляндией. И вновь обратился к своему герою уже в годы Великой Отечественной. 21 июня 1941 года ему исполнился 31 год, а 22 июня в своем дневнике он записал: «Война с Германией. Еду в Москву». Через четыре года он напишет в письме жене: «Не то удивительно, что я не пропал на этой войне физически – ведь я не воевал, а то, что я не пропал как поэт и как поэт пригодился множеству людей, живых ныне и мёртвых также, пока они были живы…» Письмо это было написано под Кёнигсбергом. Именно здесь, в Восточной Пруссии, создавались заключительные главы «Василия Тёркина» – главного вклада поэта в Победу. 4 мая 1945 года Александр Твардовский писал своему двоюродному брату фронтовику Михаилу Плескачевскому, что за зиму сделал три новые главы «Тёркина». В этих заключительных главах мы встречаем «скучный климат заграничный, чуждый край краснокирпичный»… Именно таким был Вася Тёркин, изображённый художником Орестом Верейским
Последняя точка в поэме «Василий Тёркин» была поставлена 9 мая в городе Тапиау – нынешнем Гвардейске Калининградской области. В 1945 году вместе с войсками 3-го Белорусского фронта в составе редакции фронтовой газеты «Красноармейская правда» поэт вошел в Восточную Пруссию. Писал по живым впечатлениям стихи и прозу. Его очерк «Кёнигсберг» опубликован 11 апреля 1945 года – через день после штурма крепости. А день Победы застал Твардовского в небольшом домике в Тапиау, где размещалась редакция газеты. Писатель Евгений Воробьёв о 9 мае 1945 года вспоминал: «Стоя на крыльце уцелевшего дома, где ночевали сотрудники редакции, Александр Твардовский вместе со всеми участвовал в салюте, оглушившем Тапиау. Свои патроны расстрелял, выпросил запасные обоймы у писателя Марка Слободского и художника Ореста Верейского..» Твардовский (в центре) 9 мая 1945 года в Тапиау С художником Орестом Верейским в редакции «Красноармейской правды» по фронтовым дорогам Твардовский прошагал не одну сотню километров. Именно художник Верейский делал иллюстрации к «Василию Тёркину». 9 мая 1945-го, по утверждению художника, «все были веселы и в различной степени пьяны». Как он вспоминал, опустошив барабан, Александр Трифонович пошел к себе наверх, отказавшись от стихийного застолья. В эту ночь он написал последнюю главу «Василия Теркина» – «От автора»: «Светит месяц, ночь ясна, Чарка выпита до дна…» Тёркин, Тёркин, в самом деле, Час настал, войне отбой. И как будто устарели Тотчас оба мы с тобой. И как будто оглушённый В наступившей тишине, Смолкнул я, певец смущённый, Петь привыкший на войне… * * * Вечером 9 мая перед Минутой молчания мы вновь услышали слова диктора: «Пройдут годы, десятилетия. Век за веком прошумят над землёй. Придут новые поколения. И вечно будут жить герои в памяти человеческой…» Слова, от которых комок сам подкатывает к горлу. В эти шестьдесят секунд молчания мы – дети, внуки и правнуки фронтовиков – мысленно отчитаемся перед живыми и павшими. Мой отец, который прошёл войну «от звонка до звонка» 9 мая наливал себе фронтовые сто грамм. Увы, нет уже бати в живых – спустя 55 лет после Победы его догнала всё-таки война. Но в этот день фронтовые сто грамм нальем мы, его дети. И выпьем за отца, за его боевых товарищей. И, конечно же, за Твардовского, который написал сильную и правдивую поэму про простого солдата – Победителя. Валентин ТАЛАН |
Категория: Поэзия | Просмотров: 1095 | | |
Всего комментариев: 0 | |