|
Для писем
|
|
15:27 Томагавки и красная кожа: 10 «школьных» заблуждений о североамериканских индейцах |
Индейцы действительно были краснокожими! А ещё носили штаны, метали томагавки и беспрерывно снимали скальпы с врагов. Полная чушь. Наша подборка развеет все эти заблуждения и мифы.
1. Индейцы получили название «краснокожие» по цвету их кожи
Североамериканских аборигенов прозвали так не за их естественный цвет кожи, а за то, что они красили лица в красный цвет, используя охру, которую смешивали с жиром. Иногда для этого выщипывали и брови. В разных племенах для раскраски использовались различные цвета, в том числе чёрный — он считался цветом победы. Но красный был наиболее распространённым и популярным. Боевых коней индейцы тоже раскрашивали — в красный, белый и чёрный цвета. Раскраска людей и коней служила для магической защиты и показывала их статус. 2. Ункас — последний из могикан
Фенимор Купер в своём романе «Последний из могикан» изобразил драматическую картину жизни и гибели последнего из племени могикан — Ункаса. События, описанные в книге, происходят в Америке в середине XVIII века. Вообще Ункас — реальный исторический персонаж, только жил он в конце XVI — начале XVII веков. А могикане не вымерли до сих пор. В романах Фенимора Купера делавары показаны «хорошими парнями», а ирокезы — «плохими». Причина банальная. Первые были союзниками правительства США, а ирокезы — Великобритании. 3. Битва при Литтл Бигхорн — крупнейшее поражение армии США в войнах с индейцами Разгром американской кавалерии при Литтл Бигхорн в 1876 году стал шоком для Америки. Виновник торжества Джордж Кастер попал в несколько кинофильмов и сериалов. Но крупнейшим поражением США в войне с индейцами стал разгром армии генерала Сент-Клера 4 ноября 1791 года. В бою были убиты 632 из 920 участвовавших в битве американских солдат и офицеров. Многие были ранены и захвачены в плен, невредимыми остались лишь 24 человека. Погибло также около двухсот гражданских лиц, сопровождавших американскую армию. Потери индейцев были небольшими — менее ста человек убитыми и ранеными. Справка. Сражение между войсками США и отрядами племён Западной индейской конфедерации, под командованием вождей Маленькая Черепаха, Баконгахеласа и других, также известно как Битва на реке Уобаш и Битва тысячи убитых. Оно стало крупнейшим поражением армии США в индейских войнах. Потери там были примерно втрое выше, чем у Кастера в битве при Литтл-Бигхорн. Битва тысячи убитых
4. Томагавки — это метательные топорики В вестернах индейцы лихо метают свои томагавки, разя ими врагов с приличного расстояния. Но было ли это на самом деле? Справка. На востоке Великих равнин индейцы использовали «миссурийские боевые топоры» с широким лезвием длиной около 20 сантиметров, насаженным на относительно короткую рукоять. Томагавки же были двух типов: пикообразные и трубочные. У пикообразных было острое лезвие длиной около 38 сантиметров, напоминавшее наконечник копья. Это орудие походило на клевец — удары наносили очень глубокие, страшные раны. Пикообразные томагавки были распространены по всем Равнинам и среди племён Скалистых гор. И миссурийские боевые топоры, и томагавки изготавливали и продавали индейцам европейцы. Трубочный томагавк — это комбинация металлического топорика с широким лезвием и курительной трубки. Ни один из этих видов нельзя использовать в качестве метательного оружия. Метали ли их? Как пишет в одной из своих книг Юрий Стукалин: _«Относительно метания томагавков в бою информация отсутствует, что, по-видимому, говорит об отсутствии такой практики на Равнинах. Одно из редких упоминаний мы находим в сообщениях Берландье, который писал в 1828 году, что многие команчи применяют „в бою булавы или метательные топоры“. С другой стороны, Дениг писал в 1854 году относительно индейцев Северных равнин: „Несмотря на широко распространённое мнение, томагавки и боевые топоры не метают во врага, а напротив, к ним приделывают петлю, которую надевают на кисть (чтобы не потерять оружие в бою. — прим. автора), и используют только в рукопашной схватке“». Скорее всего, это киноштамп. Разумно ли бросать во врагов дорогой импортный инструмент? Разве что в исключительных ситуациях. И этот штамп не единственный. Например, в вестернах индейцев часто показывают в штанах. В действительности они, как правило, носили не штаны, а набедренную повязку и ноговицы — длинные гетры, которые закрепляли на поясе при помощи подвязок. Первоначально кожаные, затем их стали делать из ткани. Даже когда в 60-е годы XIX века скаутам-пауни выдали военную форму, они из армейских штанов сделали неуставные ноговицы.
5. Все скальпированные умирали Со скальпами связан целый ряд заблуждений. Так, скальпирование врагов не было всеобщей традицией североамериканских индейцев. Юрий Стукалин отмечает, что апачи «вообще практически не снимали скальпы, а редкие случаи скальпирования объясняли равнозначным ответом на подобные оскорбления со стороны врагов. Это было связано с апачским страхом перед порчей, которую несли мертвецы живым существам». В тех племенах, где скальпирование было распространённым явлением, в целом не имело значения, как скальп добыли. Он необязательно был военным трофеем. Однако и там имелись свои табу. Индейцы не скальпировали людей, покончивших жизнь самоубийством. Они также не снимали скальпов с чернокожих солдат, поскольку считали, что скальп негра — это «слишком дурное колдовство».
Нет ли тут расизма? Есть много свидетельств о людях, выживших после скальпирования врагом. И у разных племён к таким людям отношение сильно отличалось. У полуоседлых арикара и пауни это считалось позором. Там скальпированный воин жил отшельником, избегая контактов с людьми. А вот скальпированный шайен, сиу или юта, если оставался в живых, жил как обычный человек. 6. Индеец — это благородный краснокожий дикарь Индейцев сильно романтизировала и облагородила художественная литература и кинематограф. Их показывают обычно как «хороших парней», благородных первобытных рыцарей. В реальности индейцы были жестоки. Они вырезали целые деревни других племён (в плен они, как правило, забирали лишь детей в возрасте от пяти до 12 лет и молодых женщин). Забивали скот, который не могли угнать. Впрочем, белые американцы в своих карательных акциях поступали ненамного лучше. Разве что над военнопленными и трупами павших врагов так не издевались.
К востоку от Суэца десять заповедей не действуют. Эти же заповеди не работали и на Диком Западе. Там царил закон силы — только её уважали и ей подчинялись. 7. «Песнь о Гайавате» — это эпос индейских племён «Песнь о Гайавате» написал американский поэт Генри Уодсворт Лонгфелло и издал в 1855 году. Сам автор назвал её индейской «Эддой». К настоящим легендам индейцев «Песнь» имеет очень отдалённое отношение. Справка. Эпоха романтизма породила ряд литературных подделок, которых принимали, а порой и до сих пор воспринимают всерьёз. Стиль «Гайаваты» подражает «Калевале» — поэме, основанной на аутентичных сказаниях, но фактически получившей литературную форму уже в XIX веке. Финский врач Элиас Леннрот дописал и скомпоновал собранные им песни в единый эпос. Первый раз он опубликовал поэму в 1835 году без указания собственного авторства. Пример показался заразительным, и вскоре эстонский врач (опять врач!) Фридрих Рейнгольд Крейцвальд написал поэму «Калевипоэг». То есть сын Калева. 8. Конные индейцы были только в Северной Америке Похожая культура совершенно независимо возникла на самом юге Южной Америки. И проблем тамошние индейцы тоже создавали немало. Испанцы в течение трёх веков не могли ничего поделать с племенами арауканов (мапуче). Их смогли завоевать лишь Чили и Аргентина в конце XIX века. 9. Самые серьёзные соперники белых — апачи и команчи Да, самые известные — это апачи и команчи, которые длительное время, более ста лет, доставляли массу проблем сначала испанским колониям, затем Мексике, Техасу и США. А если мерять в других попугаях? Самое известное поражение на Великих равнинах — при Литтл Бигхорн — американцам нанесли сиу и шайены. А племена «черноногих» претендуют на то, что убили больше всех белых. Просто у них не оказалось хороших пиарщиков — и они не столь известны широкой публике. Нельзя обойти ещё два малоизвестных конфликта в северной Америке. Война с не-персе
Во-первых, война с племенем не-персе (название происходит от французского «проколотый нос»). Это небольшое племя, испытывая проблемы с властями США, в 1877 году попыталось уйти в Канаду. Племя (не отряд, а всё племя, с семьями и имуществом) с боями прошло около двух тысяч километров, и было блокировано лишь недалеко от границы. Часть не-персе всё же добрались до Канады, однако несколько сотен человек сдались американским солдатам — их отправили в резервацию, где многие погибли. Генерал Уильям Шерман так писал об этой войне: «Одна из наиболее выдающихся индейских войн в анналах. На всём её протяжении индейцы демонстрировали храбрость и искусство, заслужившие всеобщее восхищение. Они не скальпировали, освобождали захваченных женщин, не убивали по своему обыкновению мирные семьи и сражались с почти научным искусством, используя авангард, арьергард, боевое охранение и фортификацию». Во-вторых, война с небольшим племенем модоков. Она шла в 1872–1873 годах на территории современных штатов Орегон и Калифорния. Как часто случалась, причиной войны стала неуклюжая попытка властей США загнать индейцев в резервацию. У модоков было только 53 воина, но они в нескольких сражениях «с превосходящими силами противника» смогли убить 67 американских солдат, потеряв лишь 13 человек. В итоге модоки всё же сдались. Троих предводителей повесили, а все прочие стали военнопленными. Модоки против американцев у Лава Бедс
10. В ходе индейских войн в США все племена подчинились властям В книге Майн Рида «Оцеола — вождь семинолов» рассказывается о второй семинольской войне, которая шла во Флориде в 1835–1842 годы. Оцеола — это реальный исторический персонаж, который возглавлял сопротивление армии США. Правда, он не был вождём племени. Справка. Семинолы сформировались во Флориде в XVIII веке из осколков различных индейских племён и бежавших к ним чёрных рабов. Само название «семинолы», вероятно, происходит от испанского слова «cimarrones», что означает «беглецы». К XIX веку племя усвоило многие европейские обычаи и входило в число «пяти цивилизованных племён», живших на своих племенных территориях на юго-востоке США. В 30-е годы XIX века американские власти выселили эти племена на «Индейскую территорию», в Оклахому. В ходе депортации, получившей название «Дорога слёз», многие индейцы погибли. Оцеолу американцы схватили во время переговоров, и он умер в заточении. После нескольких лет войны большинство членов племени согласились на переселение из Флориды на запад. Но несколько сотен индейцев остались партизанить во флоридских болотах. Они оказались не по зубам американским солдатам даже позже — в 50-е и 80-е годы XIX века. Эта фратрия (часть племени) семинолов так и не сдалась властям. Флоридские семинолы, 1921 год Флоридские семинолы — единственное индейское племя, не подписавшее мирного договора с США к 1890 году, когда индейские войны официально закончились. Формально замирились они лишь в XX веке. Все заблуждения обязательно будут развеяны! А если вы сомневаетесь в каких-то фактах, читайте наш сайт. Мы точно расскажем, что же было на самом деле. |
Категория: История | Просмотров: 1229 | | |
Всего комментариев: 0 | |