|
Для писем
|
|
12:49 Музыка Великой Отечественной: как воевали военные оркестры Красной армии |
Парад 9 мая попросту немыслим без игры военного оркестра. Но увы, о вкладе военных музыкантов в Победу мы знаем очень мало. К сожалению, история военных оркестров Красной армии всё ещё остаётся белым пятом. Наша статья исправит эту несправедливость.
Традиции и проблемы
Что мы знаем о музыке на войне? Память услужливо отсылает к картине «В бой идут одни старики» и известным словам её главного героя: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!». Действительно, на фронтах Великой Отечественной музыку любили. А обязанность поддерживать боевой дух красноармейцев и создавать им культурный досуг лежала на военных оркестрах. Эту традицию Красная армия переняла у старой русской императорской армии, где ещё указом Петра Первого были заведены полковые оркестры. Их музыкальное мастерство на высокий уровень поднял композитор Римский-Корсаков, много сделавший для российской военной музыки. Оркестр лейб-гвардии Павловского полка, 1913 год
Но в 1917 году старой армии не стало. А у вооружённых сил молодой советской республики имелась большая потребность в идеологическом и культурном воспитании личного состава — и Красная армия завела свои военные музыкальные единицы. Однако не все понимали, как их правильно использовать — да и для чего вообще нужны музыканты. Эти проблемы стали особенно острыми с началом Великой Отечественной войны. Любители вместо профи В 1941 году в полках Красной армии были музыкальные взводы, но не было штатных оркестров. Парадоксально — но факт. Такой единицы в советских войсках тогда не существовало. Это привело к тому, что военные музыканты своим делом практически не занимались. Командиры различных рангов порой видели в них бездельников и старались посильнее загрузить работой. Вместо репетиций, совершенствования мастерства игры на инструментах, разучивания новых мелодий, военнослужащие музвзвода несли караульную службу и занимались хозяйственными работами. А по непосредственному назначению музыканты использовались лишь на вручении наград и смотрах личного состава частей полка или дивизии. Военный оркестр 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Брянского фронта, 1943 год
Разумеется, такое положение вещей сказывалось на качестве репертуара военно-музыкальных коллективов. Что может сыграть ансамбль из десяти-двенадцати человек, не имевших музыкального образования, а лишь ходивших в музкружок на гражданке? Да и с инструментами в войсках было туго. Ведь чем шире репертуар у музыкального коллектива, тем больше разных инструментов ему нужно. Хорошо, если командир части это понимал и заботился о «своей музыке». В ином случае уровень полкового оркестра часто не превышал уровень любительского коллектива, игравшего в городских парках. В итоге непростая служба военных музыкантов в Красной армии стала ещё труднее с началом войны, когда им временно пришлось почти забыть о музыке. Лопаты вместо барабанов Документы военных лет, описывающие жизнь полковых оркестров, едины в одном — в первые годы Великой Отечественной на фронте с музыкой было туго. А ведь в то суровое время красноармейцам после тяжёлых боёв очень не хватало психологической отдушины, которую она давала. Любопытно, что на войне с искусством в частях народного ополчения дело обстояло куда лучше, чем в кадровых. Среди ополченцев было немало профессиональных музыкантов, которые создавали свои творческие коллективы прямо на фронте. Например, в 21-й дивизии народного ополчения появился настоящий джаз-бэнд из 14 профессионалов, которые в начале войны дали много концертов для бойцов и командиров.
А вот в строевых частях музыканты часто не могли совершенствовать навыки, занимаясь не своим делом. Во время наступления войск они играли роль похоронных и трофейных команд, хороня убитых и собирая оружие, боеприпасы и снаряжение на поле боя. В обороне несли караульную службу, следили за штабами и складами. Руки военных музыкантов чаще держали лопаты, чем инструменты. Трубачи и ударники выполняли сапёрные работы, строя дороги, мосты, блиндажи и копая траншеи, а ещё помогали медсанбатам, трудясь в них санитарами. Советские бойцы слушают выступление музыкантов, 1943 год
Но, когда оркестрам доводилось играть, они всегда привлекали к себе внимание красноармейцев — будь то во время марша или на привале. Правда, их творчество больше напоминало художественную самодеятельность с ограниченным репертуаром. Но и это воспринималось бойцами с благодарностью. Военно-оркестровая реформа Всё изменилось в 1944 году, когда командование Красной армии всерьёз взялось за военную музыку. Благодаря приказу № 071 маршала Жукова и директиве Главного политуправления РККА полковые и дивизионные оркестры стали штатными единицами в войсках. Они выросли в численности, их укомплектовали годными к строевой службе музыкантами и обеспечили инструментами. А руководить ими стали капельмейстеры с музыкальным образованием. Оркестры занялись своим делом. В войска стали поставлять музыкальную литературу. Разучивая новые композиции, военные музыканты сильно расширили свой репертуар. Они исполняли не только марши и советские песни, но и классику — и научились делать это очень хорошо. Теперь музыка часто звучала на строевых занятиях, смотрах, парадах и, конечно, на концертах, которые давались в промежутке между боями. Командование нередко использовало их в качестве поощрения. Так, в ноябре 1944 года разведчики 274-й дивизии взяли несколько важных языков. Комдив устроил в честь этого музыкальный вечер с танцами. Оркестр дивизии играл классическую и популярную музыку.
Всё это происходило в землянке, рядом с передовой линией. За последний год войны Красная армия стала очень музыкальной. Её оркестры играли довольно часто — и не только для войск, но и для жителей освобождённых городов и областей, и даже других стран. Во время освобождения Польши военные оркестры часто радовали местное население полькой и мазуркой. А у города Холм, во время похорон погибших польских патриотов, дивизионный оркестр играл траурный марш Шопена. Советский военный оркестр на улице Праги
Не ударили в грязь лицом советские музыканты и перед союзниками. После встречи на Эльбе с англо-американскими войсками в мае 1945 года происходило немало совместных торжеств и мероприятий. Союзные и советские оркестры часто играли вместе, сведённые в один музыкальный коллектив. Командование не раз отмечало их мастерство, вызывавшее восторг у солдат и офицеров. Музыка в бою Военные музыканты Красной армии внесли вклад в победу не только музыкой. Например, оркестр 77-й гвардейской стрелковой дивизии вместе с солдатами защищал Сталинград. Десятого января 1943-го он играл на передовой, воодушевляя бойцов перед наступлением во время операции «Кольцо». В битве под Орлом и во время переправы через Оку музыканты бесперебойно обеспечивали дивизию боеприпасами, доставляя их к линии огня. При форсировании Днепра они доставляли снаряды и патроны на западный берег, помогая удерживать плацдарм. Именно там оркестр 77-й дивизии понёс первые потери убитыми и ранеными. В исключительно трудных условиях музыканты сражались и на Одере, помогая эвакуировать с плацдарма раненых красноармейцев через реку под огнём. А под Берлином личный состав оркестра прочёсывал леса, вылавливая и беря в плен солдат и офицеров разбитого вермахта. Духовой оркестр 370-й стрелковой дивизии за время войны, помимо игры на разводе караулов и на строевых занятиях, дал на передовой более полутора тысяч концертов не только перед своими бойцами, но и перед солдатами соседних частей и соединений. В период переброски дивизии с одного фронта на другой оркестр играл на каждой остановке для жителей освобождённых городов. Его музыканты прославились не только прекрасной игрой на музыкальных инструментах, но и своей храбростью. Во время Висло-Одерской наступательной операции бойцы музвзвода 370-й дивизии доставляли на передовую боеприпасы. Когда на артиллерийском складе начался пожар, музыканты Алексеев, Добровольский и Кожукало бросились в горящее здание спасать боеприпасы. С риском для жизни красноармейцы вытащили около двухсот ящиков со снарядами. За этот подвиг их наградили орденами Красной Звезды. Советский военный оркестр на площади Свободы в Будапеште В другой раз музыканты 370-й дивизии отбили нападение немцев на склад боеприпасов, взяв при этом в плен несколько солдат и офицера. Главный подвиг военного оркестра И всё же во время Великой Отечественной свой главный подвиг военные музыканты Красной армии совершали не в бою. Их основной задачей было поддержание боевого духа в войсках. О том, как это делалось с помощью музыки, говорит следующий пример. Семнадцатого декабря 1943 года 274-я стрелковая дивизия шла форсированным маршем из-под Орши к Витебску. Несмотря на строгий приказ командования, её полки могли не успеть прибыть вовремя: мешала погода. И тогда комдив приказал поставить во главе колонны духовой оркестр, чтобы приободрить своих бойцов. Не обращая внимания на ночь, мороз и пургу, музыканты играли строевые марши, задавая темп идущей пехоте. Благодаря этому скромному, но важному музыкальному подвигу дивизия прибыла на место в срок. Красная армия разгромила вермахт и завершила войну в Берлине. И теперь на каждом параде 9 мая на Красной площади играет военный оркестр. Не стоит забывать, что он отдаёт дань музыкантам времён войны, внёсшим свой вклад в Победу. Ведь во время Великой Отечественной, когда говорили пушки — музы не молчали. Владимир Нагирняк |
Категория: История | Просмотров: 986 | | |
Всего комментариев: 0 | |