|
Для писем
|
|
06:44 Кино, которое делало нас лучше |
Фильм «Человек с бульвара Капуцинов», в котором Андрей Миронов сыграл свою последнюю главную роль вышел на экраны в июле 1987 года. Для меня лично это время и этот фильм стали водоразделом двух эпох. До этой даты советское кино еще оставалось таким, каким мы его знали. И с ним оставалась еще живой Душа огромной страны. А после этой даты нас захлестнула волна перемен, в первую очередь перемен ценностей, где героями фильмов стали вовсе не те, кого можно было считать героями. А уж про героинь я и не говорю. « Маленькой Веры» и «Интердевочки» было достаточно, чтобы «процесс пошел»… Я всегда недоумевал, почему когда нас хотят растлить всегда начинают с женщин? Наверное, потому что они «слабое звено»? Однако, цель моей статьи –поговорить о том периоде в истории отечественного кинематографа, который предшествовал началу разложения нашего общества. Я хотел бы продемонстрировать читателю, что советское кино было одним из тех столпов, на котором держалась вся духовная жизнь огромной страны. Советское кино воспитывало своего зрителя, то есть давало ему жизненные ориентиры. И мы, глядя на экран ,открывали для себя, что любовь может победить смерть, как, например, в фильме «Обыкновенное чудо»: Что эта самая любовь выше всех предрассудков и формальных обязательств, как в фильме «Ирония судьбы или с Легким паром!»: Что это чувство способно изменить человека и сделать из труса благородного защитника и достойного отца семейства, как в фильме «Служебный роман»: Мы узнавали о том, что, благодаря вере, наши предки творили настоящие чудеса, как парнишка, утративший секрет литья колоколов после смерти отца и вновь открывший его, не иначе как с Божьей помощью, как в фильме «Андрей Рублев»: В нас воспитывали чувство долга и любви по отношению к родителям, как в фильме «Старший сын»: Одиноким женщинам тактично указывали на их ошибки, поясняя, как и что нужно в себе изменить, чтобы найти-таки спутника жизни, как это было показано в фильме «Одинокая женщина желает познакомиться»: А закоренелым холостякам раскрывали секреты женского коварства и давали пример тех испытаний, которым они могут подвергнуть своего избранника, об этом фильм-«Выйти замуж за капитана»: Нам рассказывали о мужестве наших отцов и дедов, на долю которых выпали суровые испытания Гражданской и Великой Отечественной Войны, как, например, в фильме «Офицеры» : Разве этот великий фильм не воспитывал патриотов своего Отечества? А масштабные исторические эпопеи, как, например, «Освобождение», или экранизации литературных шедевров, начиная с фильмов «15-летний капитан»: и «Дети капитана Гранта»: и заканчивая « Двенадцатью стульями»: и фильмом "Бег": Кино было окном в огромный загадочный мир, полный романтики, приключений, населенный героями, с который хотелось и, главное, стоило брать пример. И этот мир никогда не был искусственным, он всегда оставался живым и красочным, даже если кино было черно-белым! Огромную роль в кинематографе играла не только изумительная и неповторимая игра великих актеров и актрис, таких как Николай Черкасов, Любовь Орлова, Иннокентий Смоктуновский, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Надежда Румянцева, Людмила Гурченко, Андрей Мягков, Валентин Гафт, Сергей Юрский, Александр Ширвиндт, Семен Фарада, Олег Янковский, Александр Калягин, Михаил Боярский, Николай Караченцов и многих других, которых мне не перечислить при всем моем желании, это все равно что считать звезды на небе: собьешься и никогда не закончишь! В наших фильмах тех лет звучала дивная, чарующая, непостижимо прекрасная музыка, которой западному кинематографу просто нечего противопоставить. На, примерно, средний уровень советских мелодий к кинофильмам вышел, по моему скромному мнению,лишь один фильм «Однажды в Америке» , где композитор Энио Морриконе превзошел самого себя. Но это было , как говорится, исключение из правил, которое подтверждает само правило. Я, кстати, знавал не одного человека, а ,пожалуй, трех-четырех, которые ходили смотреть на этот фильм в видеосалоны по нескольку раз не для того, чтобы в который раз пересмотреть сюжет грустной саги об американских гангстерах, а ради того, чтобы погрузиться в волшебную музыку этого фильма. Но у нас-то таких чудесных музыкальных фильмов были тысячи! А песни из «Бриллиантовой руки»: Жестокого романса»: «Белого солнца пустыни»: «Последнего дюйма»: Продолжите сами, если захотите…А были фильмы, которые вообще запоминались больше всего благодаря своей главной песне. Самый яркий пример-песня из кинофильма «Белорусский вокзал»: Как и в случае с мультфильмами , мелодии к фильмам продолжали заботливо воспитывать в слушателях хороший вкус и чувство прекрасного. Причем начинали с детства. И вот здесь не удержусь от сарказма Вы старый британский фильм «Мэри Поппинс» видели ? Если не видели - ничего не потеряли: вот вам кусок, где вы получите полное представление об уровне актерской игры и музыкального сопровождения: А советский фильм! Печатая эти строки так и вижу перед собой расплывающиеся в улыбке понимания лица моих читателей среднего и старшего возраста. Сказать, что наш фильм шедевр, даже ШЕДЕВР, это ничего не сказать! Внемлите: И это еще не все, на что мы были способны! По моему скромному, а может, даже, убогому мнению, прямо перед началом заката отечественного детского кинематографа был создан даже не Шедевр, а не имеющий аналогов в мире Образец Детского Мьюзикла, с уровнем которого не может сравниться ни один детский музыкальный фильм ни до ни после его создания. Если бы был записан СD с лучшими композициями из этого фильма, то вряд ли бы он поместился даже на двойник. Я говорю, конечно, о «Каникулах Петрова и Васечкина»: Если бы в 12-летнем возрасте я мог бы формулировать свои мысли как нынче, я бы сказал после первого просмотра этого фильма: «Мои музыкальные вкусы родились здесь и сейчас!» Вообще в этой своей статье я жутко не хотел бы сравнивать советский и западный кинематограф, неблагодарное это занятие! Это разные миры, разные планеты… но если брать в целом кино той эпохи у нас и у них, я смело могу сказать, что советское кино обращалось к сердцу зрителя, а западное….- к другим, так скажем, органам. Нет, не к тем, о которых вы подумали:) Но, понимаете, ведь что для западного человека главное? Правильно –комфорт! Вы не задумывались, что многие фильмы на Западе исходят из интересов …желудка, и к нему обращены. И вот уже Скарлетт О’Хара в самом кассовом(вдумайтесь! ) в истории американского кинематографа фильме клянётся, что пойдёт на всё ради выживания семьи и себя самой: «Бог мне свидетель, — я не дам им сломить меня! Я пройду через всё это, а когда это кончится — я никогда не буду голодать. Ни я, ни мои близкие. Я скорее обману, украду или убью, но никогда не буду голодать! Бог мне свидетель!» [media=http://https://youtu.be/mRxU8tDp8nU] Одна из самых пафосных и душераздирающих сцен фильма! Ну, что ж, неплохо... нет, я серьезно, совсем неплохо... А у нас, у нас какая сцена для НАС САМИХ является душераздирающей? Фильм «Судьба Человека» помните? Вот такая например: Так чем живем мы, и чем они?...Как они говорят в своих фильмах о любви (чувственность и сентиментальность) и мы( самопожертвование и прощение)! В заключение, хочу вернуться к тому, с чего начал. «Человек с Бульвара Капуцинов», мистер Фёрст приезжает в крохотный городок на Диком Западе и, кажется, навсегда изменяет его жизнь. Он дарит обитателям этого городка чудо Синематографа, заставляя каждого зрителя сопереживать судьбам киногероев. Дикие нравы начинают уходить, появляется сначала сентиментальность, потом сочувствие, наконец, благородство. А затем…На смену мистеру Фёрсту приходит Мистер Сэконд со своим синематографом соблазна, сея порок, глумление, неся на экран культ насилия и стяжательства. И жизнь в маленьком городке возвращается на круги своя, с попойками, мордобоем, грабежами, девочками на час… Мистер Ферст покидает городок… Не это ли произошло с нашим кинематографом на заре перестройки? Не к нам ли тогда заглянул на огонек Мистер Секонд? Так заглянул, что наше кино на годы стало филиалом западного, и даже хуже… Сэконд хэндом западного ширпотреба нас потчевали отечественные кинематографисты! Вернется ли Мистер Ферст. Я верю, что –да…Хотя бы потому, что у нас пока еще умеют снимать( эх, знаю, рискую собрать на свою голову шишки, но я никому свое мнение не навязываю), вот такие эпизоды, как в этом фильме Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2" «Предстояние»: А значит, ничего еще не потеряно… |
Категория: Кинофотоискусство | Просмотров: 1490 | | |
Всего комментариев: 0 | |