|
Для писем
|
|
17:57 «Служебному роману» Эльдара Рязанова - 40 |
26 октября 40 лет назад на широкие экраны вышла мелодрама Эльдара Рязанова «Служебный роман», которую по аналогии с романом «Евгений Онегин» можно назвать «энциклопедией советской жизни 70-х».
В 1978 году «Служебный роман» собрал у экранов 58,4 млн зрителей. Читатели популярного журнала «Советский экран» назвали его лучшей кинолентой 1977 года, а исполнителей главных ролей — Андрея Мягкова и Алису Фрейндлих — лучшими актёрами года. Мы вспоминаем, что о киноновинке писали советские критики. К 1977 году Эльдар Рязанов уже снискал славу режиссёра, который умеет снимать картины «для всех». Несмотря на то, что его телевизионная «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» не выдержала широкого проката, «Служебный роман» получил у широкой публики статус фильма, который нельзя пропустить. За несколько месяцев до выхода мелодрамы критики анонсировали её как очередной киношедевр. Так подогревала интерес к премьере журналист «Советской культуры» М.Туровская:
«Недавно Э. Рязанов вместе с Э. Брагинским закончил новый фильм «Служебный роман». Как всегда, актерский состав в картине первоклассный. В главных ролях он снял А. Мягкова, с которым не захотел расстаться после «Иронии судьбы», и А. Фрейндлих. Широкому зрителю еще предстоит встреча с этим фильмом. И мы не станем предварять эту наверняка радостную встречу преждевременной рецензией». Вскоре после выхода фильма на широкий экран на страницах журнала «Искусство кино» появилась развёрнутая рецензия В. Михалковича «Пигмалион среди нас». Критик анализировал историю отношений главных героев, жизнь в советском коллективе и чувство одиночества, которое даже если бы и захотелось, невозможно почувствовать под «перекрёстным обстрелом любопытных взглядов» коллег: «Много лет они существуют рядом, приходят в одно и то же здание, в одно и то же время на работу; постоянно общаются между собой по разным вопросам-отчетам, справкам, сведениям; короче знакомятся и сближаются двое сослуживцев. Странность рассказанной истории в том и состоит: люди знают друг друга много лет и наконец близко знакомятся. Фильм именно об этом — как такое возможно: знать друг друга и вдруг познакомиться. <...> Коллектив — через свои пятьдесят копеек — принимает непосредственное участие и в рождении ребенка, и в чьем-то пятидесятилетии, и даже в смерти. Ничто, ни одно интимное происшествие не может избегнуть его вмешательства — прямого и, что греха таить, назойливого. Статистическое учреждение так и представлено у Рязанова — не в своей учетно-планирующей деятельности, а именно в этом жгучем любопытстве ко всевозможным личным событиям. И получается, что функционирует оно не ради выполнения какой-то существенно важной, профессиональной задачи, а является единым — стоголовым, двухсотглазым — организмом, предназначенным для коллективного переживания интимных перипетий. Тогда тем более непонятно, почему ж в атмосфере взаимного любопытства столь долго не сумели познать друг друга Людмила Прокофьевна Калугина и Анатолий Ефремович Новосельцев? Ответ здесь прост и благодаря этой простоте парадоксален: именно из-за атмосферы всеобщего любопытства». В советские годы на экраны вышел не один фильм о современной «Золушке», где вместе с изменениями в карьере или личной жизни героини происходила кардинальная смена её образа. Однако «Служебный роман» в этом плане пошёл ещё дальше: преображение Алисы Фрейндлих поражало. В 1984 году В. Демин на страницах книги «Эльдар Рязанов» писал:
«А как уродовала себя в «Служебном романе» Алиса Фрейндлих! Подстрижена под жуткую скобочку, сутула, плечи никогда не отводятся назад, движения резки и одновременно странно неуверенны, рука на боку, как на старых портретах полководцев, палец прячется в карман, фигура мешком, вечная хмурость, близорукий взгляд — мимо тебя. Общее ощущение унылой монотонности и вместе с тем — расхристанности, несобранности... <...> В модной стрижке, с красиво подведенными глазами, в длинном вечернем платье, на высоченных каблуках, она действительно выглядит совсем другим человеком. Но, пожалуй, главная прелесть ее обворожительного появления перед онемевшим Новосельцевым-Мягковым — смятение, трепетность чувств, смесь отчаянной надежды с отчаянным же испугом, разом и уверенность в счастье и предвкушение катастрофы... И это ни с чем не сравнимая, фантастическая зависимость от его слова, взгляда, выражения лица». Если бы «Служебный роман» вышел сегодня, его бы отнесли к «мейнстримовому кино». В советские же годы он попадал в категорию «зрительских фильмов», но несмотря на предвзятое отношение к этому жанру и тогда, и сейчас, критики уверены — его авторы не поступились «требованиям искусства». Об этом в статье «Игра любви и случая» на страницах «Советского экрана» размышлял В. Божович:
«Отношения, установившиеся в последнее время между зрителями и фильмами Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, можно назвать доверительными. У этих фильмов особая интонация — интонация умных и недокучливых собеседников, исполненных истинного уважения и любви к людям. <...> Говоря о «Служебном романе», мы неоднократно возвращались мысленно к «Иронии судьбы». Наверное, это неизбежно. Оба фильма объединяет бросающаяся в глаза преемственность тем, мотивов, художественных приёмов. Но есть и различия, причём весьма существенные. Логика жизни и причуды случая, неразрывно слитые в предыдущем случае, в «Служебном романе» разошлись и образовали две разные сюжетные линии. В первой линии, Калугина — Новосельцев, при соблюдении внешних реалий игру ведет фантазия, выдумка, комедийная условность. Во второй, Рыжова — Самохвалов, действие идет «по жизни», характеры вырастают из условий бытия и комедийное начало выражается не в веселой игре, не в эксцентрике, а в мягком и подчас печальном юморе. Первую линию венчает сказочно счастливый конец, а вторая получает минорное, просветленно грустное завершение». Источник В октябре 1977 г. в Москве состоялась премьера комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман», сразу разошедшейся на цитаты. По местам съёмок «АиФ» провела старший научный сотрудник Музея Москвы Лариса Скрыпник. В «Служебном романе» наш прекрасный город - одно из действующих лиц. Но не показаны привычные нам сегодня Иверские ворота, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, колокольня у церкви Вознесения Господня за Никитскими Воротами, - их восстановили позже. Зато на площади Никитские Ворота есть знаменитый милицейский стакан на столбе, где сидит регулировщик. Москва показана под лирическую песню «У природы нет плохой погоды» солнечная, дождливая и даже снежная - 18 сентября 1976 г. неожиданно выпал снег. Рязанов удлинил фильм на 3,5 минуты, чтобы сохранить замечательные кадры. Москва, кстати, не единственная «актриса» «Служебного романа», которую приглашают во многие фильмы. Помните «симпатичную лошадку», с которой Новосельцев упал в одном из моментов фильма? Так вот она - копия знаменитой скульптуры «Персей и Пегас» француза Эмиля-Луи Пико, и её в шутку называют «любимой лошадью «Мосфильма». В гайдаевской «Бриллиантовой руке» Семён Семёнович в комиссионке спрашивает: «У вас нет такого же, но без крыльев?» Она же украшает особняк бригадефюрера СС Шелленберга в исполнении Олега Табакова в картине «Семнадцать мгновений весны». Ещё одна «кинозвезда» - статуя девушки из камня, вблизи которой сидит начальник отдела общественного питания Бубликов (Пётр Щербаков). Это та самая Прасковья Тулупова, в которую в «Формуле любви» влюбляется юный барчук. Её мы видим и в картинах «Старый Новый год», «Васса» и др. Сейчас отреставрированная скульптура стоит на Воронцовом Поле у дома № 3. Статистическое учреждение, в котором работают герои «Служебного романа», располагается в редком для Москвы здании в стилистике венского модерна - бывшем доходном доме Хомякова 1900 г. постройки работы архитектора Иванова-Шица (Кузнецкий мост, 3/6) (1). До революции там находились банк «Волков и сыновья», мебельный отдел «Мюр и Мерилиз». Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» рассказывает: площадка перед строящимся домом принадлежала внучатому племяннику известного славянофила Алексея Степановича Хомякова. Когда Городская дума решила расширить Кузнецкий Мост, хотели выкупить у него участок. Но тот заломил такую цену, что Гордума отказалась. Хомяков в отместку на этом месте посадил несколько деревьев и обнёс треугольник земли высоким металлическим забором. В прессе того времени «Хомякова роща» вызвала бурю насмешек. Но через 12 лет Хомяков всё-таки продал участок городу и Кузнецкий расширили.
Трогательный момент: Людмила Калугина по прозвищу Мымра (Алиса Фрейндлих) из кабинета выходит на крышу и, плача, рассказывает Анатолию Новосельцеву (Андрею Мягкову) о тяжёлой женской судьбе. По воле киношников герои оказываются на вершине другого здания - дома Нирнзее 1912-1913 гг. (Большой Гнездниковский пер., 10) (2). Предки наши такие высокие дома называли «тучерезами» - аж 9 этажей! На крыше находились ресторан, картинная галерея, съёмочный павильон кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин». Входная плата наверх была 20 копеек, с 17 часов вечера туда можно было подняться на лифте. В 21.00 на крыше начинал играть оркестр. Это был «дом холостяков» - строился для одиноких служащих с небольшими квартирами без кухонь и комнат для прислуги. После революции его национализировали. Там жил прокурор СССР, министр иностранных дел СССР Андрей Вышинский, принимавший непосредственное участие в сталинских репрессиях. Он занимал две квартиры на 8-м этаже и пользовался собственным лифтом.
Героев «Служебного романа» режиссёр расселил в соответствии с их статусом. Товарищ Самохвалов (Олег Басилашвили) живёт на улице Горького, 9 (ныне Тверская) (3). Там в реальности проживали министр культуры Фурцева, знаменитые военачальники, академики и др. Квартира Калугиной тоже в центре - на ул. Герцена, 43 (ныне Б. Никитская) (4). Такие многоэтажные башни в 1973-м возвели для руководителей предприятий, видных деятелей науки, искусства. Сейчас понимаешь, насколько с тех пор изменились представления об элитном жилье. Дом со скромным двориком зажат другими домами. Кстати, когда снимали фильм, рядом соорудили бутафорскую детскую площадку, где Новосельцев с коробкой конфет под мышкой набирался смелости, прежде чем подняться к начальнице в квартиру. На свидании у них прекрасный диалог: «Красное. Или белое?» - «Или белое. Но можно красное».
Новосельцев с его «мальчиком и ещё мальчиком» поселён Эльдаром Рязановым между проспектом Мира и Новослободской в бывший дом торговца резиновыми изделиями Карла Мейера 1894 г. (пер. Чернышевского, 4.) (5).
Оля Рыжова (Светлана Немоляева), которую коллеги-сплетницы описывают: «вон та, с авоськами... в жутких розочках» - живёт за городом. Здесь Рязанов немножко слукавил: жители северо-востока столицы сразу вычислили, что в Москву героиня едет с платформы Лосиноостровская, которая к моменту создания фильма уже 50 лет как находится в черте города (6). Безнадёжно влюблённая в Самохвалова, она в ответ на его «ты же умница» замечает: «Когда женщине говорят, что она умница, это означает, что она круглая дура?»
Секретарша Калугиной Вера (Лия Ахеджакова) ждёт трамвая на Чертановской улице у д. 54 (7). По тем временам это настоящая окраина - Чертаново в 1960-х гг. стало Москвой. Верочку многие годы цитировали зрители: «Умереть - не встать», «Мать у них был Новосельцев!» Ну а сцены, в которых она учит начальницу красивой походке, помнят все: «В женщине должна быть загадка! Головка чуть-чуть приподнята, глаза немножко опущены. Походка свободная, от бедра», а «Неудачные ноги надо прятать». Цели Верочка достигает: «мымра» превращается в красавицу, в неё влюбляется Новосельцев. И в конце фильма у пары уже три мальчика. Практически счастливая история про Золушку в возрасте.
|
Категория: Кинофотоискусство | Просмотров: 1631 | | |
Всего комментариев: 0 | |